Автороведческая экспертиза
Автороведческая экспертиза проводится в целях установления автора, данных о нем, а также условий и обстоятельств создания текстовой информации.
Объектами экспертизы являются: юридические документы, интернет-статьи, научные работы, учебные материалы, анонимные письма, литературные произведения, статьи в газетах и журналах, посты в социальных сетях, аудио-, видеоматериалы, и другие.
Необходимость назначения такой экспертизы возникает, как правило, при рассмотрении следующих споров:
- о нарушении авторских и смежных прав;
- о публичных призывах к экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ);
- о возбуждении ненависти и вражды, а равно унижении человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ);
- о клевете;
- об оскорблении.
Наиболее часто встречающимися вопросами являются:
- Является ли автором текста документа конкретное лицо?
- Является ли автором текстов нескольких документов (или нескольких фрагментов текста одного документа) одно и тоже лицо?
- Выполнен ли текст документа с намеренным искажением письменно-речевого навыка?
- Выполнен ли представленный на исследование текст документа с намеренным подражанием письменно-речевым навыкам конкретного автора?
- Каковы характеристические данные автора текста: родной или преобладающий язык, место формирования его речевых навыков, уровень грамотности, профессия?
- Можно ли исключить авторство конкретного лица?
Для успешного решения вопросов в качестве сравнительного материала необходимо предоставить в распоряжение эксперта образцы текстов предполагаемого автора. Различают следующие виды образцов:
- свободные образцы- тексты, выполненные до возбуждения дела, по которому назначена экспертиза, и вне связи с ним;
- условно-свободные образцы- тексты, выполненные в связи с расследуемым событием после возбуждения дела, но не для проведения экспертизы;
- экспериментальные образцы- тексты, выполненные специально для проведения экспертизы.
Данный перечень не является исчерпывающим.
Лингвистическая экспертиза
Лингвистическая экспертиза — это исследование продуктов речевой деятельности, направленное на установление значимых фактов и получение ответов на поставленные перед экспертом вопросы.
Основными типовыми задачами экспертизы являются:
- исследование спорного текста, высказывания или языкового знака (например, документа, газетной статьи, телепередачи, фирменного наименования, товарного знака и др.) с целью установления его смыслового содержания;
- исследование спорного текста, высказывания или языкового знака с точки зрения жанровой, композиционной или лексико-грамматической формы выражения;
- исследование коммерческих имён (фирменных наименований, торговых марок, доменных имён) на предмет установления их оригинальности, индивидуальности, новизны, неповторимости, степени смешения;
- разъяснение на основе профессиональных лингвистических познаний правил применения норм современного русского языка с учётом функционально-стилистической принадлежности спорного текста.
Объектами экспертизы являются: единицы языка и речи, устные, письменные, электронные тексты, зафиксированные на любом материальном носителе (записи разговоров, интервью, радиопередачи, статьи, книги, протоколы, записки, предсмертные записки, договоры, расписки, заявления, обращения, реклама, кино- и видеоматериалы, эмблемы, товарные знаки, переписка в социальных сетях и др.).
Наиболее часто встречающимися вопросами являются:
- В каком значении использовано слово (словосочетание) в представленном тексте?
- Какой именно предмет (лицо) обозначен словом (словосочетанием)?
- Каково значение предложения (высказывания)?
- Однозначно или многозначно предложение (высказывание)?
- Каково смысловое содержание представленного текста (фрагмента текста)?
- Какая информация о лице содержится в представленном тексте?
- Имеют ли слова/словосочетания «...» и «…» одинаковое (тождественное, противоположное) значение?
- Какие смысловые различия существуют между словами (словосочетаниями)?
- Употреблено ли слово (словосочетание) в представленном тексте в следующем значении…?
- Имеются ли текстовые совпадения в сравниваемых текстах и каков их объем?
- Сходны ли по смыслу следующие высказывания (фрагменты текста, тексты)?
Типовые вопросы по делам об оскорблении:
- Содержатся ли высказывания со значением унизительной оценки лица?
- Если да, то имеются ли в данных высказываниях лингвистические признаки неприличной формы выражения?
Типовые вопросы по делам о клевете, защите чести, достоинства и деловой репутации:
- Содержатся ли в данном тексте (статье, записке и др.) негативная информация об определенном лице (лицах, организации), выраженная в форме утверждения о фактах и событиях?
Типовые вопросы по делам об угрозе:
- Содержится ли в высказывании (тексте) значение угрозы?
- Содержится ли в высказывании (тексте) лингвистические признаки угрозы?
Типовые вопросы по делам о вымогательстве:
- Содержится ли в высказывании (тексте) требование, сопровождающееся угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, распространения негативных сведений об адресате угрозы или его близких?
Типовые вопросы по делам о распространении заведомо ложной информации:
- Содержится ли в тексте информация о …, выраженная в форме утверждения о фактах и событиях?
Типовые вопросы по делам о взяточничестве и иных коррупционных преступлениях:
- Каково смысловое содержание представленного текста разговора/переписки?
- Идет ли речь в разговорах о передаче денежных средств от одного собеседника другому?
- Каково предназначение этих денежных средств?
- Побуждает ли один участник разговора/переписки другого участника разговора/переписки к передаче денежных средств?
- Предлагает ли один участник разговора/переписки другому участнику разговора/переписки денежные средства?
- Требует ли один участник разговора/переписки от другого участника разговора/переписки денежные средства?
- Имеются ли в тексте разговоре/переписки признаки скрытой коммуникации?
- Имеются ли в тексте разговоре/переписки признаки маскировки его содержательных элементов? Каково значение замаскированных элементов текста или их характеристики?
- Каковы коммуникативные роли участников разговора?
- Содержатся ли в материале психологические и лингвистические признаки побуждения к совершению определенных действий (предложению, согласию, получению или передаче вознаграждения [взятки])?
Типовые вопросы по делам, связанным с нарушением законодательства о рекламе:
- Является ли слово Х грубым, бранным?
- Является ли слово Х стилистически сниженным, жаргонным словом?
- Имеются ли в рекламном тексте высказывания в форме обещаний?
- Содержит ли рекламный текст сравнение Х с товарами Y, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами?
- Если в рекламе содержится сравнение, что является основанием сравнения?
- Содержится ли в рекламном тексте негативная информация о товарах конкурентов либо о самих конкурентах?
- Содержится ли в рекламном тексте конструкции со значением превосходства?
Типовые вопросы по аудио-, видеоматериалам процессуальных действий:
- Имеются ли в речи допрашиваемого в ходе процессуального действия, зафиксированного на представленной видеозаписи, его ответные реплики, содержание которых определялось влиянием со стороны участников действия?
- Если да, то о каких обстоятельствах в данных ответных репликах идет речь?
При этом, недопустима постановка вопросов, предполагающих установление достоверности или ложности показаний.
Данный перечень не является исчерпывающим, более подробную информацию Вы можете получить у наших специалистов!