Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Автороведческая и лингвистическая экспертизы

Автороведческая экспертиза 

Автороведческая экспертиза проводится в целях установления автора, данных о нем, а также условий и обстоятельств создания текстовой информации.

Объектами    экспертизы   являются: юридические документы, интернет-статьи, научные работы, учебные материалы, анонимные письма, литературные произведения, статьи в газетах и журналах, посты в социальных сетях, аудио-, видеоматериалы, и другие.

 

Необходимость назначения такой экспертизы возникает, как правило, при рассмотрении следующих споров:

- о нарушении авторских и смежных прав;

- о публичных призывах к экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ);

- о возбуждении ненависти и вражды, а равно унижении человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ);

- о клевете;

- об оскорблении.

 

Наиболее часто встречающимися вопросами являются: 

  • Является ли автором текста документа конкретное лицо?
  • Является ли автором текстов нескольких документов (или нескольких фрагментов текста одного документа) одно и тоже лицо?
  • Выполнен ли текст документа с намеренным искажением письменно-речевого навыка?
  • Выполнен ли представленный на исследование текст документа с намеренным подражанием письменно-речевым навыкам конкретного автора?
  • Каковы характеристические данные автора текста: родной или преобладающий язык, место формирования его речевых навыков, уровень грамотности, профессия?
  • Можно ли исключить авторство конкретного лица?

 

 Для успешного решения вопросов в качестве сравнительного материала необходимо предоставить в распоряжение эксперта образцы текстов предполагаемого автора. Различают следующие виды образцов:

  • свободные образцы- тексты, выполненные до возбуждения дела, по которому назначена экспертиза, и вне связи с ним;
  • условно-свободные образцы- тексты, выполненные в связи с расследуемым событием после возбуждения дела, но не для проведения экспертизы;
  • экспериментальные образцы-   тексты, выполненные специально для проведения экспертизы.

 

Данный перечень не является исчерпывающим.

 

Лингвистическая экспертиза 

Лингвистическая экспертиза — это исследование продуктов речевой деятельности, направленное на установление значимых фактов и получение ответов на поставленные перед экспертом вопросы.

 

Основными типовыми задачами экспертизы являются:

  • исследование спорного текста, высказывания или языкового знака (например, документа, газетной статьи, телепередачи, фирменного наименования, товарного знака и др.) с целью установления его смыслового содержания;
  • исследование спорного текста, высказывания или языкового знака с точки зрения жанровой, композиционной или лексико-грамматической формы выражения;
  • исследование коммерческих имён (фирменных наименований, торговых марок, доменных имён) на предмет установления их оригинальности, индивидуальности, новизны, неповторимости, степени смешения;
  • разъяснение на основе профессиональных лингвистических познаний правил применения норм современного русского языка с учётом функционально-стилистической принадлежности спорного текста.

 

Объектами    экспертизы   являются: единицы языка и речи, устные, письменные, электронные тексты, зафиксированные на любом материальном носителе (записи разговоров, интервью, радиопередачи, статьи, книги, протоколы, записки, предсмертные записки, договоры, расписки, заявления, обращения, реклама, кино- и видеоматериалы, эмблемы, товарные знаки, переписка в социальных сетях и др.).

 

Наиболее часто встречающимися вопросами являются: 

  • В каком значении использовано слово (словосочетание) в представленном тексте?
  • Какой именно предмет (лицо) обозначен словом (словосочетанием)?
  • Каково значение предложения (высказывания)?
  • Однозначно или многозначно предложение (высказывание)?
  • Каково смысловое содержание представленного текста (фрагмента текста)?
  • Какая информация о лице содержится в представленном тексте?
  • Имеют ли слова/словосочетания «...» и «…» одинаковое (тождественное, противоположное) значение?
  • Какие смысловые различия существуют между словами (словосочетаниями)?
  • Употреблено ли слово (словосочетание) в представленном тексте в следующем значении…?
  • Имеются ли текстовые совпадения в сравниваемых текстах и каков их объем?
  • Сходны ли по смыслу следующие высказывания (фрагменты текста, тексты)?

 

Типовые вопросы по делам об оскорблении: 

  • Содержатся ли высказывания со значением унизительной оценки лица?
  • Если да, то имеются ли в данных высказываниях лингвистические признаки неприличной формы выражения?

 

Типовые вопросы по делам о клевете, защите чести, достоинства и деловой репутации: 

  • Содержатся ли в данном тексте (статье, записке и др.) негативная информация об определенном лице (лицах, организации), выраженная в форме утверждения о фактах и событиях?

 

Типовые вопросы по делам об угрозе:

  • Содержится ли в высказывании (тексте) значение угрозы?
  • Содержится ли в высказывании (тексте) лингвистические признаки угрозы?

 

Типовые вопросы по делам о вымогательстве:

  • Содержится ли в высказывании (тексте) требование, сопровождающееся угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, распространения негативных сведений об адресате угрозы или его близких?

 

Типовые вопросы по делам о распространении заведомо ложной информации:

  • Содержится ли в тексте информация о …, выраженная в форме утверждения о фактах и событиях?

 

Типовые вопросы по делам о взяточничестве и иных коррупционных преступлениях: 

  • Каково смысловое содержание представленного текста разговора/переписки?
  • Идет ли речь в разговорах о передаче денежных средств от одного собеседника другому?
  • Каково предназначение этих денежных средств?
  • Побуждает ли один участник разговора/переписки другого участника разговора/переписки к передаче денежных средств?
  • Предлагает ли один участник разговора/переписки другому участнику разговора/переписки денежные средства?
  • Требует ли один участник разговора/переписки от другого участника разговора/переписки денежные средства?
  • Имеются ли в тексте разговоре/переписки признаки скрытой коммуникации?
  • Имеются ли в тексте разговоре/переписки признаки маскировки его содержательных элементов? Каково значение замаскированных элементов текста или их характеристики?
  • Каковы коммуникативные роли участников разговора?
  • Содержатся ли в материале психологические и лингвистические признаки побуждения к совершению определенных действий (предложению, согласию, получению или передаче вознаграждения [взятки])?

 

Типовые вопросы по делам, связанным с нарушением законодательства о рекламе:

  • Является ли слово Х грубым, бранным?
  • Является ли слово Х стилистически сниженным, жаргонным словом?
  • Имеются ли в рекламном тексте высказывания в форме обещаний?
  • Содержит ли рекламный текст сравнение Х с товарами Y, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами?
  • Если в рекламе содержится сравнение, что является основанием сравнения?
  • Содержится ли в рекламном тексте негативная информация о товарах конкурентов либо о самих конкурентах?
  • Содержится ли в рекламном тексте конструкции со значением превосходства?

 

Типовые вопросы по аудио-, видеоматериалам процессуальных действий:

  • Имеются ли в речи допрашиваемого в ходе процессуального действия, зафиксированного на представленной видеозаписи, его ответные реплики, содержание которых определялось влиянием со стороны участников действия?
  • Если да, то о каких обстоятельствах в данных ответных репликах идет речь?

 

При этом, недопустима постановка вопросов, предполагающих установление достоверности или ложности показаний.

 

Данный перечень не является исчерпывающим, более подробную информацию Вы можете получить у наших специалистов!

Повторные и комплексные экспертизы

 Квалифицированно проведем повторные и комплексные судебные экспертизы. Эксперты с большим опытом и  научными степенями (кандидаты и доктора наук).                                       

Все услуги

                                             

Рецензирование

 

 Профессионально изучим обоснованность заключения эксперта. Подготовим аргументированную  Рецензию. Эксперты с большим опытом и  научными степенями (кандидаты и доктора наук).

 

Все услуги